Собственники загородных домов часто делают благоустройство силами рабочих общего назначения, не прибегая к услугам профессионалов из соображений оптимизации времени и бюджета. Но бывают случаи, когда такие бригады не знают, как правильно производить мощение – для них скорость важне скорость выполнения работ.

Недостаток информации неизбежно приводит к возникновению вопросов о том, как самостоятельно класть тротуарную плитку и как сделать, чтобы она прослужила долгие годы и не потребовала ремонта через одну-две зимы.

Для ответа на этот вопрос нужно разобраться в способах подготовки основания и укладки, изучить основные рекомендации производителей и опытных укладчиков.

На сегодняшний день существует несколько вариантов укладки тротуарной плитки: на готовое бетонное основание, на дренируемый песчано-щебеночное основание - для пешеходной зоны, на дренируемый песчатно-щебеночное основание - для въездной зоны под автомобили до 8 тонн, с подготовкой бетонного основания - для пешеходной зоны, с подготовкой бетонного основания - под автопарковку зоны.

Как класть тротуарную плитку
В этой статье мы подробнее расскажем о технологии подготовки песчано-щебеночного основания, нюансах укладки, изучим основные рекомендации производителей и опытных укладчиков.

Этап планирования

Прежде чем приступать к укладке брусчатки, нужно провести обязательные подготовительные работы. Материалы для мощения и подготовки основания и работа стоят немало, поэтому наша с вами цель – сделать сразу хорошо и качественно, чтобы результат радовал десятки лет.

Итак, приступим:

  1. Определяем геологию нашего участка: пучинистость грунта, его несущую способность, глубину промерзания и высоту грунтовых вод. От этого зависит тип основания, его глубина и состав. Возможно, потребуется обустроить дренажную систему или подготовить бетонное основание с армированием. Для того, чтобы определить эти параметры, лучше обратиться к специалисту.
  2. Определяем нагрузку. Для пешеходных зон подойдет брусчатка толщиной 40 мм, для парковки легкового автомобиля – 60 - 80 мм (в зависимости от формы тротуарных плит), а для мест, где возможно движение тяжелой техники (например, для откачки септика или доставки грунта) рекомендуется применять плитку толщиной уже 80 и 100 мм.
  3. Для правильного определения уровня допустимой нагрузки рекомендуем вам воспользоваться таблицей, взятой из ГОСТ 17608-2017

    Характеристика
    Плиты бетонные тротуарные
    Группа А Группа Б Группа В Группа Г
    Класс прочности на сжатие, не менее B 22,5 B 25 B 30 B 40
    Класс по прочности на растяжение при изгибе, не менее Btb 3,2 Btb 3,6 Btb 4,0 Btb 4,4
    Марка по истираемости, не более G3 G2 G1 G1
    Минимальная толщина изделий, мм 40* 60* 80* 100*
    Соотношение габаритов (Д/Т)**, не более - 12* 4* 2*
    *Для изделий из тяжелого бетона с расчетным армированием конструкции данные показатели имеют рекомендательный характер.
    **Д/Т – соотношение «длина/толщина».
    Группа А - Тротуары улиц местного значения, пешеходные и садово-парковые дорожки, газоны, придомовые территории частных строений (без заезда легкового и грузового автотранспорта), эксплуатируемые кровли зданий и сооружений.
    Группа Б - Тротуары магистральных улиц, пешеходные площадки и посадочные площади общественного транспорта, велосипедные дорожки.
    Группа В - Дороги с малоинтенсивным движением (внутриквартальные проезды) и площади, территории стоянок легкового автотранспорта, территории АЗС.
    Группа Г- Зоны высокой нагрузки (территории для стоянок грузового автотранспорта, порты и доки).

    Обращаем особое внимание на то, что не всегда плита 60 и 80 мм может подходить под ожидаемый уровень нагрузки легкового автомобиля. В случае приобретения крупногабаритной плиты, например 600*300, толщина 60 мм допустима только для пешеходной нагрузки.

  4. Размечаем будущие тротуарные дорожки, парковки и зоны отдыха, чтобы рассчитать точное количество щебня. Именно благодаря этим действиям возможно определить необходимое количество как самой тротуарной плитки, так и песка щебня и геотекстиля для подготовки основания.

Этап подготовки основания

На предыдущем шаге мы получили все необходимые данные и теперь можем подготовить такое основание, которое будет соответствовать всем условиям эксплуатации. Далее мы рассчитываем выемку грунта, дренаж, количество щебня, песка и геотекстиля.

Рекомендуемое основание под тротуарную плитку 40 мм Рекомендуемое основание под тротуарную плитку 60 мм Рекомендуемое основание под тротуарную плитку 80 мм Рекомендуемое основание под тротуарную плитку 100 мм

Подробные рекомендации от производителей и опытных профессиональных укладчиков, наиболее долговечные и проверенные годами схемы описаны в этой статье. Пренебрегать рекомендациями не стоит, чтобы не пришлось перекладывать плитку уже через пару лет.

Этап мощения

В этом разделе мы рассмотрим, как правильно класть тротуарную плитку.

Последовательность действий будет такой:

  1. Одним из самых важных этапов при мощении является установка бордюров. Независимо от того, как их вид вы выберете: бетонный, пластиковый, алюминиевый, их монтаж необходим, так как именно благодаря им мощение будет оставаться стабильным в течение многих лет. Бордюры монтируются с тем учетом, что плитка будет вровень с ними - это нужно для быстрого отвода воды с поверхности. Вряд ли нам нужны лужи и лед на дорожках.
  2. Изучаем схему выкладки, приложенную производителем. В зависимости от выбранной вами формы вариантов укладки тротуарной плитки на квадратный метр может быть от двух до десяти. Если не следовать рекомендованной схеме, то может оказаться, что общий рисунок у вас получится неодинаковым на всей площади мощения и одних камней останется с избытком, а других не хватит.
  3. Учитываем погодные условия. В снег или дождь осуществлять мощение настоятельно не рекомендуется – и сами заболеем, и результат работ нас вряд ли порадует.
  4. Приступаем к укладке. В зависимости от подготовленного основания верхний слой будет либо песчаным, либо из щебня мелкой фракции.

В любом случае у нас должен быть соблюден необходимый уклон, а песок или щебень должны быть хорошо утрамбованы. Укладка тротуарной плитки начинается по схеме и «от себя», от нижней точки к высокой. Почти на всех видах вибропрессованной брусчатки на боковинах есть специальные шовообразователи, обычно их называют «русты». Они служат для получения ровных и аккуратных швов при монтаже камней.

Для точности используем уровень и колышки с нитью, чтобы точно определить уклон и уровень будущей поверхности.

  1. Для достижения ровной поверхности нам потребуется резиновая киянка – она поможет выровнять отдельные камни. Когда мощение завершено, рекомендуется пройтись по всей площади виброплитой.
  2. Просыпка швов. Мы рекомендуем использовать или мытый песок, или специальный модифицированный песок.

ВАЖНО: запрещена просыпка швов цементно-песчаной смесью, поскольку это неизбежно приведет к скорому появлению высолов.

Заключение

Итак, мы с вами определили, что виды укладки тротуарной плитки чаще всего уже четко рекомендованы производителем и при соблюдении этих немногочисленных рекомендаций проблем у вас не возникнет, ведь технологии здесь совсем не космические и доступны любому человеку при должном старании. Самое главное - не забывать правильно подготовить основание, ведь это самый важный этап на пути к идеальному участку.

Конечно, здесь стоит пренебречь древней традицией открывать инструкцию только после того, как что-то сломалось. Лучше подготовиться заранее, чтобы вопрос «как класть тротуарную плитку» не возник в середине процесса мощения.

По нашему опыту, соблюдение рекомендаций в среднем экономит столько же времени и денег, которых хватило бы на продолжительный семейных отдых.

Наглядно процесс укладки вы можете посмотреть в этом видео:

Если у вас остались вопросы, напишите нашему специалисту и получите ответ в течение суток.